Страница обновлена 26.04.2022

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №37" города Ярославля

Страница обновлена 26.04.2022
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №37" города Ярославля

Муниципальная инновационная площадка

"Использование информационно-коммуникационных технологий и организация дистанционного обучения воспитанников дошкольного образовательного учреждения"

Документы, регламентирующие инновационную деятельность ДОУ

Реализация проекта направлена на решение следующих приоритетных направлений инновационной деятельности в муниципальной системе образования г. Ярославля:

  • сетевое взаимодействие образовательных учреждений;
  • внедрение современных образовательных технологий.

Сроки реализации проекта

Проектная деятельность будет осуществляться с сентября 2018 года по август 2020 года. Планируется продолжение инновационного проекта в течение последующих двух лет. (Приложение 1. Дорожная карта по реализации проекта «Применение информационно – коммуникационных технологий как средства дистанционного взаимодействия с воспитанниками с использованием ресурсов нескольких дошкольных образовательных организаций» на 2020-2022 годы)

Актуальность

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий в дошкольном образовании, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.

Таким образом, «компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнением в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество».

«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» говорит, что «система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей».

В Федеральном законе «Об образовании РФ» статья 15 пункт 1 сказано «сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность», а в статье 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» пункт 1 говорится, что «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-коммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».

Создание сайта «Виртуальный детский сад» будет являться инновационным ресурсом, который позволит оперативно устанавливать обратную связь с семьей, расширит возможность оказания своевременной многопрофильной помощи, психолого-педагогической поддержки и сопровождения различных  категорий семей.

В свою очередь реализация данного проекта обуславливает ряд требований к личности педагога, его профессиональным качествам, одним из таких качеств является наличие  компетенций в области информационно-коммуникационных технологий, в частности презентационной и  ИКТ-компетентностей.

К сожалению, в настоящее время, не все педагогические работники в полном объеме владеют данными компетентностями,  что не позволит им полноценно реализовать инновационные технологии в работе с различными категориями семей.

Среди последних нормативных правовых документов в сфере образования детей дошкольного возраста ФГОС ДО является основным. В нем задаются новые ориентиры развития дошкольного образования и обозначаются критерии его качества. Современные требования к кадровому обеспечению ДОУ предусматривают укомплектованность квалифицированными кадрами, компетентными и в:

-организации различных видов деятельности воспитанников;

-осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;

- методическом обеспечении образовательного процесса;

- реализации информационно-коммуникационных технологий;

- обеспечение инклюзивных подходов в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ.

Проект «Применение информационно-коммуникационных технологий как средства дистанционного взаимодействия с воспитанниками с использованием ресурсов нескольких дошкольных образовательных организаций» направлен на создание виртуальной платформы сотрудничества дошкольных образовательных учреждений города Ярославля с целью организации дистанционного (на расстоянии) взаимодействия  с воспитанниками за счет ресурсов всех участников сетевого взаимодействия.

 

Проблемное поле:       

дети с ОВЗ, соматически ослабленные дети, а также  дети с нормальным развитием в силу ряда причин не всегда имеют возможность регулярно посещать дошкольное образовательное учреждение. Однако без особого методического руководства педагогов дошкольного образования, родители не могут целенаправленно заниматься обучением и воспитанием таких детей.  Поэтому важно вооружить родителей, разнообразными практическими и теоретическими знаниями и умениями, которые понадобятся им в процессе воспитания и обучения детей. 

Цель проекта:  

использование информационно – коммуникационных технологий и ресурсов сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений для организации дистанционного (на расстоянии) взаимодействия  с воспитанниками.

Приоритетом первого года работы является совершенствование презентационной и ИКТ – компетентностей педагогов средствами современных образовательных технологий. В течение последующего времени планируется освоение воспитанниками образовательных программ дошкольного образования с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия дистанционно посредством сайта «Виртуальный детский сад»,   а также дальнейшее наполнение и распространение практических материалов для дистанционного обучения воспитанников, не посещающих ДОУ по различным причинам,  консультирование родителей и педагогических работников через сайт «Виртуальный детский сад», трансляция педагогического опыта в системе МСО.

 (Приложение 1.  Дорожная карта по реализации проекта «Применение информационно-коммуникационных технологий как средства дистанционного взаимодействия с воспитанниками с использованием ресурсов нескольких дошкольных образовательных организаций» на 2020-2022 годы).

Задачи проекта:

  1. Создать материально-технические условия для использования информационно – коммуникационных технологий в деятельности педагогических работников и для поддержки их участия в сетевом взаимодействии;
  2. Разработать курс практических занятий для педагогических работников по работе в «Виртуальном детском саду», включающий в себя развитие презентационной и ИКТ – компетентностей;
  3. Создать сайт «Виртуальный детский сад» и обеспечить его эффективное  использование  всеми участниками образовательной деятельности при реализации образовательных программ дошкольного образования;
  4. Обеспечить освоение воспитанниками образовательных программ дошкольного образования с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия дистанционно посредством сайта «Виртуальный детский сад».

Предполагаемый результат:

1. Создана материально-техническая база (приобретена необходимая компьютерная техника, обеспечена доступность интернет ресурсов на рабочих местах) для реализации информационно – коммуникационных технологий  в дошкольных образовательных учреждениях;

2. Разработан курс практических занятий для педагогических работников по работе в «Виртуальном детском саду», включающий в себя развитие презентационной и ИКТ – компетентностей;

3. Создан сайт «Виртуальный детский сад» и обеспечено его эффективное  использование  всеми участниками образовательной деятельности при реализации образовательных программ дошкольного образования;

4. Обеспечено освоение воспитанниками образовательных программ дошкольного образования с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия дистанционно посредством сайта «Виртуальный детский сад».

Планируемые продукты проекта

В рамках реализации проектной деятельности планируется создание следующих продуктов:

Срок реализации проектасентября 2018 года – август 2020 года.

Проект реализуется в рамках сетевого взаимодействия ДОУ – участников МИП в соответствии с прилагаемым планом.

 Механизмы реализации инновационного проекта

1.      Правовые:

•        развитие и совершенствование нормативной правовой базы дошкольных образовательных учреждений (разработка локальных актов, положений и т.д.).

2.      Организационно-управленческие:

•        организация работы координационного совета, рабочих групп;

•        организация эффективного сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, социальных институтов и общественных организаций;

3.      Кадровые:

•        развитие кадрового потенциала в части профессиональной компетентности педагогических и других работников;

•        совершенствование системы методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

4.      Научно-методические:

•        апробация и внедрение современных педагогических, информационно- коммуникационных технологий  и программ.

5.      Финансово-экономические:

•        использование системы материального стимулирования педагогических работников по результатам реализации проекта.

6.      Информационные:

•        использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов реализации проекта.

 

Изменения в МСО, ожидаемые от реализации проекта

Реализация проекта будет способствовать:

  • внедрению инноваций в муниципальную систему образования;
  • повышению профессиональных компетентностей педагогических работников дошкольных образовательных учреждений через овладение информационно – коммуникационными технологиями;
  • использованию интернет – ресурсов для обмена и распространения опыта между дошкольными образовательными учреждениями;
  • эффективному  использованию ресурсов нескольких дошкольных образовательных организаций  в реализации образовательных программ дошкольного образования при дистанционном взаимодействии с детьми дошкольного возраста;
  • повышению качества образования.

Этапы реализации проекта

  • Организационно-аналитический        этап  (сентябрь 2018- май 2019).           На начальном этапе предполагается выявление инновационных потребностей ДОУ и создание информационного фонда путем сбора и анализа информации; формулирование идей и возможностей инноваций в ДОУ, планирование этапов работы.

Задачи:

 

Прогнозируемые результаты:

 

  1. В МДОУ созданы и функционируют  рабочие  группы, деятельность которых координируется и согласуется координационным  советом.
  2. Сформирована нормативно-правовая база.
  3. Собрана и подготовлена информация для анализа и оценки условий организации межсетевого взаимодействия.
  4. Разработан курс практических занятий для педагогических работников с целью актуализации презентационной и ИКТ-компетентности, необходимых для дальнейшей работы в «Виртуальном детском саду».

 

  • Практический этап (сентябрь 2019 – май 2020)

На основном этапе осуществляется мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности; исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов; систематизируются методические и дидактические  материалов по проекту; проводится анализ промежуточных результатов по реализации проекта.

Задачи:

 

Прогнозируемые результаты:

 

  1. Реализован  курс практических занятий для педагогических работников с целью актуализации презентационной и ИКТ-компетентности, необходимых для дальнейшей работы в «Виртуальном детском саду» (семинары, мастер-классы, консультации, вебинары, skype-конференции).
  2. Подготовлены практические и теоретические материалы для наполнения сайта «Виртуальный детский сад» (режим дня, расписание ООД, циклы занятий для воспитанников, консультации для родителей и т.п.), с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия.
  3. Создан сайт «Виртуальный детский сад».
  4. На сайте ДОУ представлены методические и практические материалы по теме проектной деятельности.
  5. Проведены мастер-классы, семинары для педагогов МСО г. Ярославля.

 

  • Обобщающий этап (июнь-август 2020 г.)

На заключительном этапе работы по проекту осуществляется обобщение опыта работы на различных уровнях, и определяются  перспективы деятельности  МИП.

Задачи:

 

Прогнозируемые результаты:

  1. Разработан курс практических занятий для педагогических работников по работе в «Виртуальном детском саду», включающий в себя развитие презентационной и ИКТ – компетентностей.
  2. Подготовлены практические и теоретические материалы для наполнения сайта «Виртуальный детский сад» (режим дня, расписание ООД, циклы занятий для воспитанников, консультации для родителей и т.п.), с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия.
  3. Создан сайт «Виртуальный детский сад» и обеспечено его эффективное  использование  всеми участниками образовательной деятельности при реализации образовательных программ дошкольного образования.

На всех этапах работы используются аналитические методы деятельности (изучение литературы, наблюдение, анкетирование и д.т.), методы воздействия на сознание (беседы, диспуты, конференции, круглые столы), наглядные методы (просмотр открытой образовательной деятельности, презентационные материалы), практические методы (мастер-классы, практикумы, деловые игры). Общий контроль за реализацией проекта и достоверностью результатов осуществляется координационным советом; на уровне ДОУ данный функционал выполняет руководитель рабочей группы. На всех этапах предполагается оформление промежуточных результатов в виде аналитической справки.

 

 

ПЛАН

действий по реализации проекта

 

Содержание проектной деятельности

2018-2020 учебный год

Срок

 

 

1 этап. Организационно-аналитический

 

1

Формирование нормативно-правовой базы. Создание  координационной и рабочих  групп в МДОУ.

Сентябрь 2018 -  октябрь 2018 год

2

Мероприятия по организационному и материально-техническому обеспечению реализации проекта.

Сентябрь 2018 -  май 2019 год

3

Сбор и подготовка информации для анализа и оценки условий организации межсетевого взаимодействия 

Сентябрь 2018 -  май 2019 год

4

Разработка курса практических занятий для педагогических работников с целью актуализации презентационной и ИКТ-компетентности, необходимых для дальнейшей работы в «Виртуальном детском саду»

 Ноябрь 2018 -  февраль 2019 год

5

Разработка перспективного планирования ООД для каждой возрастной группы детей дошкольного возраста с целью наполнения сайта «Виртуальный детский сад».

Март – май 2019 год

 

2 этап. Практический

 

1

Работа  координационного совета, заседания рабочих групп МДОУ

Сентябрь  2019 год –май 2020 год

2

Реализация плана сетевого взаимодействия ДОУ.

Сентябрь  2019 год –май 2020 год

3

Пополнение  банка нормативно-правовой базы, методического кейса.

Сентябрь  2019 год – май 2020 год

4

Информационное сопровождение по вопросам осуществления проектной деятельности на сайте образовательного учреждения. Оформление наглядной информации на стендах в ДОУ.

Сентябрь  2019 год –май 2020 год

5

Реализация курса практических занятий для педагогических работников с целью актуализации презентационной и ИКТ-компетентности, необходимых для дальнейшей работы в «Виртуальном детском саду» (семинары, мастер-классы, консультации, вебинары, skype-конференции).

Сентябрь 2019 год – декабрь 2019 год

6

Подготовка практических и теоретических материалов для наполнения сайта «Виртуальный детский сад» (режим дня, расписание ООД, циклы занятий для воспитанников, консультации для родителей и т.п.), с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия.

Октябрь 2019 год- март 2020 года

7

Создание сайта «Виртуальный детский сад».

Апрель 2020 года – май 2020 года

8

Презентация сайта «Виртуальный детский сад» для родительской общественности, анкетирование родителей с целью выяснения запросов, интересов

Октябрь 2019 год – апрель 2020 год

9

Трансляция в МСО опыта деятельности МИП.

Апрель 2020 год

 

3 этап. Обобщающий

 

1

Анализ достигнутых результатов реализации проекта «Применение информационно-коммуникационных технологий как средства дистанционного взаимодействия с воспитанниками с использованием ресурсов нескольких дошкольных образовательных организаций»

Июнь-июль

2020 год

2

Презентация сайта «Виртуальный детский сад» на муниципальном и региональном уровне.

Июль 2020 года

3

Педагогическая конференция  «Анализ работы  муниципальной инновационной площадки»

Август 2020 года

 

Ресурсное обеспечения проекта

  • Кадровые ресурсы: координационный совет, рабочие команды дошкольных образовательных учреждений.
  • Нормативно-правовые ресурсы: нормативно-правовая база федерального,  регионального, муниципального уровня.
  • Материально-технические ресурсы: компьютерная техника, мультимедийное оборудование, библиотечный фонд.
  • Информационные ресурсы: интернет ресурсы, сайты дошкольных образовательных учреждений.

Описание ожидаемых инновационных продуктов

Создан банк материалов, включающих себя:

1. Нормативно-правовые документы

2. Теоретические материалы (библиотечный фонд, статьи, доклады и др.)

3. Материалы по повышению профессиональной компетентности педагогов (семинары, мастер-классы, консультации, вебинары, skype-конференции и др.)

4. Практические и теоретические материалы для наполнения сайта «Виртуальный детский сад» (режим дня, расписание ООД, циклы занятий для воспитанников, консультации для родителей и т.п.), с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия.

 

Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в МСО

  • Представление опыта на совещаниях руководителей.
  • Методические мероприятия для педагогов муниципальной системы образования: мастер-классы, семинары, круглые столы.
  • Транслирование  опыта работы на сайте ДОУ.
  • Презентация сайта «Виртуальный детский сад» для родительской общественности.

Исполнители проекта:

Рабочие группы МДОУ №№ 19, 21, 37, 83, 227, 236.