Муниципальная инновационная площадка
"Использование информационно-коммуникационных технологий и организация дистанционного обучения воспитанников дошкольного образовательного учреждения"
Документы, регламентирующие инновационную деятельность ДОУ
Реализация проекта направлена на решение следующих приоритетных направлений инновационной деятельности в муниципальной системе образования г. Ярославля:
- сетевое взаимодействие образовательных учреждений;
- внедрение современных образовательных технологий.
Сроки реализации проекта
Проектная деятельность будет осуществляться с сентября 2018 года по август 2020 года. Планируется продолжение инновационного проекта в течение последующих двух лет. (Приложение 1. Дорожная карта по реализации проекта «Применение информационно – коммуникационных технологий как средства дистанционного взаимодействия с воспитанниками с использованием ресурсов нескольких дошкольных образовательных организаций» на 2020-2022 годы)
Актуальность
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий в дошкольном образовании, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.
Таким образом, «компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнением в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество».
«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» говорит, что «система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей».
В Федеральном законе «Об образовании РФ» статья 15 пункт 1 сказано «сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность», а в статье 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» пункт 1 говорится, что «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-коммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
Создание сайта «Виртуальный детский сад» будет являться инновационным ресурсом, который позволит оперативно устанавливать обратную связь с семьей, расширит возможность оказания своевременной многопрофильной помощи, психолого-педагогической поддержки и сопровождения различных категорий семей.
В свою очередь реализация данного проекта обуславливает ряд требований к личности педагога, его профессиональным качествам, одним из таких качеств является наличие компетенций в области информационно-коммуникационных технологий, в частности презентационной и ИКТ-компетентностей.
К сожалению, в настоящее время, не все педагогические работники в полном объеме владеют данными компетентностями, что не позволит им полноценно реализовать инновационные технологии в работе с различными категориями семей.
Среди последних нормативных правовых документов в сфере образования детей дошкольного возраста ФГОС ДО является основным. В нем задаются новые ориентиры развития дошкольного образования и обозначаются критерии его качества. Современные требования к кадровому обеспечению ДОУ предусматривают укомплектованность квалифицированными кадрами, компетентными и в:
-организации различных видов деятельности воспитанников;
-осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;
- методическом обеспечении образовательного процесса;
- реализации информационно-коммуникационных технологий;
- обеспечение инклюзивных подходов в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ.
Проект «Применение информационно-коммуникационных технологий как средства дистанционного взаимодействия с воспитанниками с использованием ресурсов нескольких дошкольных образовательных организаций» направлен на создание виртуальной платформы сотрудничества дошкольных образовательных учреждений города Ярославля с целью организации дистанционного (на расстоянии) взаимодействия с воспитанниками за счет ресурсов всех участников сетевого взаимодействия.
Проблемное поле:
Цель проекта:
использование информационно – коммуникационных технологий и ресурсов сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений для организации дистанционного (на расстоянии) взаимодействия с воспитанниками.
Приоритетом первого года работы является совершенствование презентационной и ИКТ – компетентностей педагогов средствами современных образовательных технологий. В течение последующего времени планируется освоение воспитанниками образовательных программ дошкольного образования с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия дистанционно посредством сайта «Виртуальный детский сад», а также дальнейшее наполнение и распространение практических материалов для дистанционного обучения воспитанников, не посещающих ДОУ по различным причинам, консультирование родителей и педагогических работников через сайт «Виртуальный детский сад», трансляция педагогического опыта в системе МСО.
(Приложение 1. Дорожная карта по реализации проекта «Применение информационно-коммуникационных технологий как средства дистанционного взаимодействия с воспитанниками с использованием ресурсов нескольких дошкольных образовательных организаций» на 2020-2022 годы).
Задачи проекта:
- Создать материально-технические условия для использования информационно – коммуникационных технологий в деятельности педагогических работников и для поддержки их участия в сетевом взаимодействии;
- Разработать курс практических занятий для педагогических работников по работе в «Виртуальном детском саду», включающий в себя развитие презентационной и ИКТ – компетентностей;
- Создать сайт «Виртуальный детский сад» и обеспечить его эффективное использование всеми участниками образовательной деятельности при реализации образовательных программ дошкольного образования;
- Обеспечить освоение воспитанниками образовательных программ дошкольного образования с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия дистанционно посредством сайта «Виртуальный детский сад».
Предполагаемый результат:
1. Создана материально-техническая база (приобретена необходимая компьютерная техника, обеспечена доступность интернет ресурсов на рабочих местах) для реализации информационно – коммуникационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях;
2. Разработан курс практических занятий для педагогических работников по работе в «Виртуальном детском саду», включающий в себя развитие презентационной и ИКТ – компетентностей;
3. Создан сайт «Виртуальный детский сад» и обеспечено его эффективное использование всеми участниками образовательной деятельности при реализации образовательных программ дошкольного образования;
4. Обеспечено освоение воспитанниками образовательных программ дошкольного образования с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия дистанционно посредством сайта «Виртуальный детский сад».
Планируемые продукты проекта
В рамках реализации проектной деятельности планируется создание следующих продуктов:
- Разработан курс практических занятий для педагогических работников по работе в «Виртуальном детском саду», включающий в себя развитие презентационной и ИКТ – компетентностей.
- Подготовлены практические и теоретические материалы для наполнения сайта «Виртуальный детский сад» (режим дня, расписание ООД, циклы занятий для воспитанников, консультации для родителей и т.п.), с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия.
- Создан сайт «Виртуальный детский сад» и обеспечено его эффективное использование всеми участниками образовательной деятельности при реализации образовательных программ дошкольного образования.
Срок реализации проекта – сентября 2018 года – август 2020 года.
Проект реализуется в рамках сетевого взаимодействия ДОУ – участников МИП в соответствии с прилагаемым планом.
Механизмы реализации инновационного проекта
1. Правовые:
• развитие и совершенствование нормативной правовой базы дошкольных образовательных учреждений (разработка локальных актов, положений и т.д.).
2. Организационно-управленческие:
• организация работы координационного совета, рабочих групп;
• организация эффективного сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, социальных институтов и общественных организаций;
3. Кадровые:
• развитие кадрового потенциала в части профессиональной компетентности педагогических и других работников;
• совершенствование системы методической работы в дошкольном образовательном учреждении.
4. Научно-методические:
• апробация и внедрение современных педагогических, информационно- коммуникационных технологий и программ.
5. Финансово-экономические:
• использование системы материального стимулирования педагогических работников по результатам реализации проекта.
6. Информационные:
• использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов реализации проекта.
Изменения в МСО, ожидаемые от реализации проекта
Реализация проекта будет способствовать:
- внедрению инноваций в муниципальную систему образования;
- повышению профессиональных компетентностей педагогических работников дошкольных образовательных учреждений через овладение информационно – коммуникационными технологиями;
- использованию интернет – ресурсов для обмена и распространения опыта между дошкольными образовательными учреждениями;
- эффективному использованию ресурсов нескольких дошкольных образовательных организаций в реализации образовательных программ дошкольного образования при дистанционном взаимодействии с детьми дошкольного возраста;
- повышению качества образования.
Этапы реализации проекта
- Организационно-аналитический этап (сентябрь 2018- май 2019). На начальном этапе предполагается выявление инновационных потребностей ДОУ и создание информационного фонда путем сбора и анализа информации; формулирование идей и возможностей инноваций в ДОУ, планирование этапов работы.
Задачи:
- Утвердить план работы координационного совета, создать в МДОУ рабочие группы по реализации проекта.
- Провести мероприятия по организационному и материально-техническому обеспечению реализации проекта.
- Подготовить информацию для анализа и оценки условий для организации сетевого взаимодействия.
- Разработать курс практических занятий для педагогических работников по развитию презентационной и ИКТ-компетентностей, необходимых для дальнейшей работы в «Виртуальном детском саду».
Прогнозируемые результаты:
- В МДОУ созданы и функционируют рабочие группы, деятельность которых координируется и согласуется координационным советом.
- Сформирована нормативно-правовая база.
- Собрана и подготовлена информация для анализа и оценки условий организации межсетевого взаимодействия.
- Разработан курс практических занятий для педагогических работников с целью актуализации презентационной и ИКТ-компетентности, необходимых для дальнейшей работы в «Виртуальном детском саду».
- Практический этап (сентябрь 2019 – май 2020)
На основном этапе осуществляется мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности; исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов; систематизируются методические и дидактические материалов по проекту; проводится анализ промежуточных результатов по реализации проекта.
Задачи:
- Реализовать разработанный курс практических занятий для педагогических работников по развитию презентационной и ИКТ-компетентностей.
- Подготовить практические и теоретические материалы для наполнения сайта «Виртуальный детский сад» (режим дня, расписание НОД, циклы занятий для воспитанников, консультации для родителей и т.п.), с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия.
- Создать сайт «Виртуальный детский сад».
Прогнозируемые результаты:
- Реализован курс практических занятий для педагогических работников с целью актуализации презентационной и ИКТ-компетентности, необходимых для дальнейшей работы в «Виртуальном детском саду» (семинары, мастер-классы, консультации, вебинары, skype-конференции).
- Подготовлены практические и теоретические материалы для наполнения сайта «Виртуальный детский сад» (режим дня, расписание ООД, циклы занятий для воспитанников, консультации для родителей и т.п.), с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия.
- Создан сайт «Виртуальный детский сад».
- На сайте ДОУ представлены методические и практические материалы по теме проектной деятельности.
- Проведены мастер-классы, семинары для педагогов МСО г. Ярославля.
- Обобщающий этап (июнь-август 2020 г.)
На заключительном этапе работы по проекту осуществляется обобщение опыта работы на различных уровнях, и определяются перспективы деятельности МИП.
- Обобщить и систематизировать методические материалы по проекту, подготовить продукт проектной деятельности
- Презентация сайта «Виртуальный детский сад» на муниципальном и региональном уровне.
Прогнозируемые результаты:
- Разработан курс практических занятий для педагогических работников по работе в «Виртуальном детском саду», включающий в себя развитие презентационной и ИКТ – компетентностей.
- Подготовлены практические и теоретические материалы для наполнения сайта «Виртуальный детский сад» (режим дня, расписание ООД, циклы занятий для воспитанников, консультации для родителей и т.п.), с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия.
- Создан сайт «Виртуальный детский сад» и обеспечено его эффективное использование всеми участниками образовательной деятельности при реализации образовательных программ дошкольного образования.
На всех этапах работы используются аналитические методы деятельности (изучение литературы, наблюдение, анкетирование и д.т.), методы воздействия на сознание (беседы, диспуты, конференции, круглые столы), наглядные методы (просмотр открытой образовательной деятельности, презентационные материалы), практические методы (мастер-классы, практикумы, деловые игры). Общий контроль за реализацией проекта и достоверностью результатов осуществляется координационным советом; на уровне ДОУ данный функционал выполняет руководитель рабочей группы. На всех этапах предполагается оформление промежуточных результатов в виде аналитической справки.
ПЛАН
действий по реализации проекта
Содержание проектной деятельности 2018-2020 учебный год |
Срок
|
|
1 этап. Организационно-аналитический
|
||
1 |
Формирование нормативно-правовой базы. Создание координационной и рабочих групп в МДОУ. |
Сентябрь 2018 - октябрь 2018 год |
2 |
Мероприятия по организационному и материально-техническому обеспечению реализации проекта. |
Сентябрь 2018 - май 2019 год |
3 |
Сбор и подготовка информации для анализа и оценки условий организации межсетевого взаимодействия |
Сентябрь 2018 - май 2019 год |
4 |
Разработка курса практических занятий для педагогических работников с целью актуализации презентационной и ИКТ-компетентности, необходимых для дальнейшей работы в «Виртуальном детском саду» |
Ноябрь 2018 - февраль 2019 год |
5 |
Разработка перспективного планирования ООД для каждой возрастной группы детей дошкольного возраста с целью наполнения сайта «Виртуальный детский сад». |
Март – май 2019 год |
2 этап. Практический
|
||
1 |
Работа координационного совета, заседания рабочих групп МДОУ |
Сентябрь 2019 год –май 2020 год |
2 |
Реализация плана сетевого взаимодействия ДОУ. |
Сентябрь 2019 год –май 2020 год |
3 |
Пополнение банка нормативно-правовой базы, методического кейса. |
Сентябрь 2019 год – май 2020 год |
4 |
Информационное сопровождение по вопросам осуществления проектной деятельности на сайте образовательного учреждения. Оформление наглядной информации на стендах в ДОУ. |
Сентябрь 2019 год –май 2020 год |
5 |
Реализация курса практических занятий для педагогических работников с целью актуализации презентационной и ИКТ-компетентности, необходимых для дальнейшей работы в «Виртуальном детском саду» (семинары, мастер-классы, консультации, вебинары, skype-конференции). |
Сентябрь 2019 год – декабрь 2019 год |
6 |
Подготовка практических и теоретических материалов для наполнения сайта «Виртуальный детский сад» (режим дня, расписание ООД, циклы занятий для воспитанников, консультации для родителей и т.п.), с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия. |
Октябрь 2019 год- март 2020 года |
7 |
Создание сайта «Виртуальный детский сад». |
Апрель 2020 года – май 2020 года |
8 |
Презентация сайта «Виртуальный детский сад» для родительской общественности, анкетирование родителей с целью выяснения запросов, интересов |
Октябрь 2019 год – апрель 2020 год |
9 |
Трансляция в МСО опыта деятельности МИП. |
Апрель 2020 год |
3 этап. Обобщающий
|
||
1 |
Анализ достигнутых результатов реализации проекта «Применение информационно-коммуникационных технологий как средства дистанционного взаимодействия с воспитанниками с использованием ресурсов нескольких дошкольных образовательных организаций» |
Июнь-июль 2020 год |
2 |
Презентация сайта «Виртуальный детский сад» на муниципальном и региональном уровне. |
Июль 2020 года |
3 |
Педагогическая конференция «Анализ работы муниципальной инновационной площадки» |
Август 2020 года |
Ресурсное обеспечения проекта
- Кадровые ресурсы: координационный совет, рабочие команды дошкольных образовательных учреждений.
- Нормативно-правовые ресурсы: нормативно-правовая база федерального, регионального, муниципального уровня.
- Материально-технические ресурсы: компьютерная техника, мультимедийное оборудование, библиотечный фонд.
- Информационные ресурсы: интернет ресурсы, сайты дошкольных образовательных учреждений.
Описание ожидаемых инновационных продуктов
Создан банк материалов, включающих себя:
1. Нормативно-правовые документы
2. Теоретические материалы (библиотечный фонд, статьи, доклады и др.)
3. Материалы по повышению профессиональной компетентности педагогов (семинары, мастер-классы, консультации, вебинары, skype-конференции и др.)
4. Практические и теоретические материалы для наполнения сайта «Виртуальный детский сад» (режим дня, расписание ООД, циклы занятий для воспитанников, консультации для родителей и т.п.), с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия.
Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в МСО
- Представление опыта на совещаниях руководителей.
- Методические мероприятия для педагогов муниципальной системы образования: мастер-классы, семинары, круглые столы.
- Транслирование опыта работы на сайте ДОУ.
- Презентация сайта «Виртуальный детский сад» для родительской общественности.
Исполнители проекта:
Рабочие группы МДОУ №№ 19, 21, 37, 83, 227, 236.